Сегодня в этой беседе мы поведем речь о частном Богослужении. Для тех, кто забыл или по каким-то причинам не читал 1-ой беседы, повторю определения основных понятий, связанных с Богослужением.
Всякое Богослужение в Православной Церкви может быть:
- либо общественным;
- либо частным.
Общественное Богослужение - это Богослужение, совершаемое группой православных христиан во главе со священником.
Общественное Богослужение может быть:
- службой;
- требой.
Служба - это общественное Богослужение, совершаемое в определенное время суток.
Треба - это общественное Богослужение, совершаемое по требованию, вне зависимости от времени суток.
Частное Богослужение - это Богослужение, совершаемое одним или несколькими православными христианами без участия священника.
Обратите внимание: основное различие между общественным и частным Богослужениями - в присутствии или отсутствии священника, возглавляющего Богослужение.
Заметим также, что всякое Богослужение, и общественное, и частное, состоит из:
- чтения и пения молитв;
- чтения текстов из Библии;
- чтения творений святых отцов Церкви.
Общественное Богослужение, в отличие от частного, содержит также священнодействия - некие обряды, совершаемые священнослужителями по определенному чину, то есть порядку.
Очень часто в обиходе мы называем частное Богослужение молитвой, говорим: "Я встал на молитву", или "Я сейчас помолюсь", или "Сегодня моя молитва мне удалась".
Я считаю, что Бога нет. По моему мнению, глупо молиться тому, чего нет, строить храмы, вкладывать в это безумное дело такие большие деньги. Если все эти средства направить на повышение благосостояния народа, на дела милосердия - мы бы уже давно жили бы при коммунизме!
Не верить в Бога - ваше право. Но от того, что вы в Него не верите, Он Сам по Себе не исчезнет. Он будет существовать независимо от вашей воли.
Вы не молитесь тому, чего, по вашему мнению, нет. Поступайте, так, как хотите. Вы очень бы рассердились, если бы кто-то стал заставлять поверить в Него и начал бы лезть с бесцеремонными советами, куда направить заработанные вами деньги.
Позвольте все же и другим иметь право самим выбирать: верить или не верить, потратить ли свои деньги на богоугодное дело или не потратить. Реальность такова, что среди окружающих вас людей есть сотни тысяч, миллионы таких, кто верит в Бога, кто считает Его Учение истинным путем к спасению, кто не жалеет своих скудных средств на благоукрашение Его храмов и Богослужений. И они, смею заверить, в подавляющем своем числе, здравы головой.
О достижениях коммунизма в отдельно взятой стране.
Мы это с вами уже проходили. С результатом беспрецедентного гонения на Православие, фактически его полного уничтожения в России мы сейчас сталкиваемся каждую секунду. Разграбление храмов не привело к построению коммунизма, как мы были нищими, так и остались. Хуже того - мы стали нищими духом, а это - очень ощутимая потеря.
И, наконец, если вы уж такой безбожник, то постарайтесь в дальнейшем не произносить имени Бога всуе. Например, не говорите: "Слава Богу", если у вас что-то в жизни произошло хорошее. Это молитва Богу, в Которого вы не верите, и которую считаете бессмысленной. По той же причине не говорите никогда: "Спасибо", "Господи, помилуй", "Дай Бог" и иные наши православные молитвы. Не стоит нечистыми устами марать эти святые слова.
Где, как и когда совершается частное Богослужение?
Частное Богослужение, а попросту - молитва, может быть совершена в любом месте, в любое время, любым православным.
Мы можем молиться дома, стоя перед иконами, либо у кухонного стола, либо лежа в постели. Мы можем молиться на улице, в транспорте, в лесу. Мы можем молиться в любой момент, когда возникает в этом необходимость.
В православных семьях существует благочестивый обычай молиться вместе. Такие молебны обычно совершаются перед едой и после нее, утром и особенно вечером, когда вся семья в сборе.
Какие бывают виды молитв?
Все молитвы подразделяются на:
- славословия - в них мы прославляем своего Творца;
- покаянные - в них мы каемся Богу в своих грехах и просим у Него прощения, обещая так больше не творить;
- просительные - в них мы просим у Бога помощи в наших делах;
- благодарственные - в них мы благодарим Бога за все Его благодеяния для нас.
Православные в своих молитвах обращаются не только к Богу, но и к Пресвятой Богородице, святым и бестелесным силам, испрашивая у них заступничества, то есть молитв, за нас пред Богом.
А я считаю, что вы нарушаете 1-ю заповедь Моисея. Недопустимо молиться кому-либо, кроме Бога. Вы обожествили своих святых. Например, православные часто молятся: "Пресвятая Богородице, спаси нас". Разве Она - Спаситель?
В 1-й заповеди, данной Богом Моисею на Синае, сказано: "Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския, от дому работы: да не будут тебе бози инии разве Мене" (Исх. 20, 2-3).
Любой православный вам скажет: я верую в единого Бога, который и дал мне эту заповедь. Богу своему я единому, как Богу, и поклоняюсь. Где здесь сказано о том, что нельзя молиться Богородице, святым?
Где здесь сказано, что если я молюсь к кому-то: живому или мертвому, то я его обожествляю?
Мы часто просим, иногда даже умоляем - молим, кого-либо из своих друзей или знакомых о помощи в своих делах. Разве мы обожествляем его? Мы просим его сделать то, что он может как человек. Кто будет просить человека совершить то, что может сделать только Бог? Не будут ли все считать такого ненормальным?
Возможно, вы имели в виду 2-ю заповедь, которая гласит: "Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им: Аз бо есмь Господь Бог твой, Бог Ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвертаго рода ненавидящим Мене, и творяй милость в тысящах любящим Мя и хранящим повеления Моя" (Исх. 20, 4-6).
Здесь говорится о запрете поклоняться некиим кумирам. Кумир (по греч. идолон) - идол. Это слово у древних евреев буквально означало "резное" (изображение). Оно преимущественно относилось к дереву и камню, хотя применялось и к литому металлическому изображению, потому что оно отделывалось резцом. (Прот. Г.Дьяченко. "Полный Церковно-славянский словарь").
Заметьте: не сотвори кумира в небе, под землею и в воде! Конечно же в этой заповеди говорится не об изготовлении резных изображений в таких недоступных местах. Это физически невозможно. Здесь говорится о языческих верованиях, последователи которых обожествляли те или иные материальные предметы, явления, стихии, устраивая в своих капищах резные изображения из дерева, камня или металла своих богов - кумиров. Не сотвори себе кумира - значит, не обожествляй материальный мир, материальные предметы, явления и стихии.
Обожествляют ли православные Богородицу, ангелов и святых, молясь им? Давайте подумаем. Что просит у ангела или святого православный христианин? Он просит того, что доступно каждому из нас. Он говорит: "Ангеле мой святый, моли Бога о нас". Где здесь обожествление? Более того. Каждый из нас обязан молиться за других, о чем пишет ап. Павел к ап. Тимофею: "Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяцем благочестии и чистоте:" (1 Тим. 2, 1-2).
Имеем ли мы право просить другого молиться за нас? Имеем, так как ему заповедано это делать и даже без нашей просьбы.
Можем ли мы молить святых, ушедших в мир иной, и ангелов о заступничестве пред Господом? Можем, ибо это никем не запрещено. О том же, что наши молитвы к святым и ангелам не бессмысленны, что они доходят до адресатов и приносят нам пользу, есть миллионы безусловных свидетельств, когда слепые прозревают, безнадежно больные выздоравливают и т.п.
В чем смысл обожествления? В чем смысл многобожия? Когда мы говорим, что верим в Бога, мы подразумеваем, что Он существует как Личность, имеющая некую сферу влияния или действия, в рамках которой может действовать только Он. Ни какая другая личность не может в ней совершить то, что может Бог.
Когда некоторые язычники обожествляют стихии, явления и материальные предметы, они разделяют сферы влияния между своими богами. Каждый из таких кумиров имеет вполне определенную область, в которой может действовать только он, никакой другой кумир не может там совершать ничего. Именно поэтому язычник в каждом конкретном случае обращается ко вполне конкретному богу: от насморка он молится одному, в вопросах семейного счастья - другому, в делах торговли - третьему.
Правда, в некоторых развитых языческих верованиях часто существует некая иерархия влияний. Бывает так, что высший по рангу бог может вдруг вмешаться в дела низшего. Но это не правило, а некое исключение, так как подразумевается, что высшим богам недосуг заниматься делами, которыми ведают низшие.
Православные не просят у святых и ангелов ничего такого, что делает Бог. Точнее: православные не придают им в своем восприятии божественных свойств и способностей.
Сложнее обстоит дело с молитвами православных к Пресвятой Богородице. Действительно, почему мы в своих прошениях обращаемся к Ней, говоря: "Пресвятая Богородице, спаси нас", а не "моли Бога о нас"? Конечно же, любой православный христианин прекрасно понимает, что Приснодева Мария, хотя и выше всех людей по своей чистоте и святости, когда-либо живших на земле, и даже выше всех ангелов, но все же Она - человек, а не Бог. И Спасителем мы считаем только Господа нашего Иисуса Христа. Но, желая подчеркнуть особую Ее святость и первенство среди всех святых, мы и обращаемся к Ней: "Спаси нас", подразумевая "моли Бога о нас". Только так православные священники наставляют своих прихожан понимать это обращение.
У моего ребенка были проблемы со здоровьем. Соседка, давно верующая, сказала мне, чтобы я помолилась святому Пантелеимону. Но о том, что надо молиться Богу, она ничего не говорила. У меня возникло впечатление, что она считает, что именно Пантелеимон, а не Бог, должен помочь нам.
Это не совсем так. Любой истинный православный знает, что если мы молим какого-либо святого о помощи, то после этого уже он молится за нас к Богу, от Которого и только от Которого мы получаем помощь. Не святой излечивает нас, а Бог.
Многие люди своей праведной жизнью заслужили от Бога особую благодать - быть ходатаями перед Ним в избавлении остальных от скорбей и телесных недугов. Причем, часто бывало так, что конкретный святой получал от Бога благодать исцелять других своими молитвами именно от той болезни, которой сам страдал. Или помогать людям именно в тех скорбях, которые сам испытал. Поэтому мы и молимся в разных случаях разным святым.
История Православия имеет множество подтверждений того, что и после своей смерти, а зачастую - уже после смерти, святые еще более успешно помогают нам по нашим молитвам к ним. Они незримо участвуют в нашей беседе с Богом. Они, как и прежде были просителями милости Божией, так и доныне стоят перед Богом, слышат молитву людей, живущих на земле, и многократно усиливают ее. И нет тут никакого обожествления людей. А есть понимание того, что о наших нуждах молить Бога могут и другие, и делают это лучше, чем мы, грешные.
Эта грань между пониманием силы молитвы святых и обожествлением их очень тонкая и незаметная. К великой нашей скорби среди православных встречаются и такие, кто очень поверхностно понимает смысл молитвы и заступничества за нас других. В частности, это встречается среди малограмотных старушек или новоначальных. Истинная вера в Бога у них подменяется суеверным почитанием святых и святынь. Приходит новоначальный в церковь со своими скорбями, обращается к присутствующим. Всегда найдется какая-нибудь сердобольная старушка, которая, искренне желая добра, посоветует: "Помолись-ка, милый, такому-то святому, он тебе поможет, возьми святой водицы, испей - и все твои беды пройдут". Просто так. Не Богу, а святому. И поможет тебе не Бог, а святой. И не благодать Божия отгонит от человека его беды через святую воду, а сама вода, которая вдруг, ни с того ни с сего, стала обладать целительными свойствами. Святая сама по себе. Чудеса, и только! Возможно, старушка и знала эту грань, да не сказала о ней страждущему. И вот суеверное мнение начинается распространяться среди знакомых и родственников новоначального, что наносит великий вред Православию, вызывает справедливые нарекания со стороны иноверцев. Но это - суеверное мнение конкретного верующего, а не Православия. Долг священников - объяснять своим чадам неверность и греховность таких мнений, и всячески искоренять их.
Приведите, пожалуйста, примеры молитв...
Большинство живущих в России сами порой не замечают, что постоянно молятся. Подсчитайте, сколько раз за день вы сегодня сказали слово "спасибо". А это ни что иное, как сокращенная форма просительной молитвы "Спаси, Господи, и помилуй его душу"! Тем самым, благодаря человека, мы неосознанно молимся об его душе Богу.
Теперь, обратите внимание, как часто, когда вы выпутываетесь из затруднительного положения, у вас с уст срывается: "Слава Богу!" или "Слава Тебе, Господи, слава Тебе!" В этих молитвах мы одновременно славим Бога и благодарим Его.
А при затруднительном положении большинство вопиет: "Господи, помилуй", "Боже, помоги мне" и каких только обетов не дают: и пить бросить, и никогда больше за руль не садиться, и не грешить, и свечку поставить... Часто ли только мы потом про свои обеты вспоминаем?
Я считаю себя православной христианкой, но молитв не читаю. Знаю, что не права, хочу молиться, но не знаю, с чего начать.
Молитва - это очень личное, очень сокровенное общение с потусторонним миром: Богом, ангелами, душами святых.
Для молитвы необходимы:
- место, где вы будете молиться;
- время, когда вы будете молиться;
- потребность в молитве;
- сама молитва, т.е. чем вы будете молиться, какими словами.
Понятно, что это не касается, в полной мере, тех молитв, которые мы творим на ходу: перед едой и после, перед началом дела и после и т.п. Достаточно знать соответствующие молитвы наизусть или иметь с собой маленький дорожный молитвослов. Если вы среди христиан, то один из вас вслух прочитает эту молитву, и можете приступить к делу. Если среди посторонних, то помолитесь про себя, дабы не вводить других в искушение и не вызывать лишние вопросы.
Место, время, потребность и сама молитва нам необходимы, если мы:
- молимся утром, в начале дня;
- молимся вечером, по концу дня;
- исполняем обет, например, читаем особые молитвы о пьющем сыне или вымаливаем у Бога прощения за аборты;
- готовимся к Причащению;
- готовимся в длительное путешествие, к серьезной операции, к очень важному делу, которое может изменить вашу жизнь и т.п.
Обычно такие молитвы мы совершаем дома.
О каком месте для молитвы вы, батюшка, здесь говорите?
В стародавние времена в русских избах всегда был "красный угол", т.е. угол дома, образуемый обычно восточной и какой-либо другой стеной, который всякому входящему бросался в глаза. В этом углу православные всегда устраивали "божницу" - несколько полок, на которые ставились иконы, сухие ветки вербы, березы и цветы, освященные в храме, освященное масло, святая вода в сосудах. Тут же клались богодуховные книги: Евангелие, Библия, Псалтирь, молитвослов, акафистники и т.п. Перед божницей с потолка подвешивалась лампада, которая постоянно горела.
Именно перед этой божницей и совершалось Частное Богослужение.
Правда, женщины часто, чтобы не отрываться от своих домашних хлопот на молитву, устраивали небольшие божницы за печкою - на кухоньке. В больших домах иконы висели в каждой комнате, над каждым входом или дверью. Дом обязательно был освящен священником по особому обряду.