Крещение в среде русских людей традиционно является одним из самых праздничных и значимых событий.
Хотя и не так много людей собирается на этот праздник, как, к примеру, на отпевание, но все же стараются пригласить как много больше своих самых близких и родных.
И помнят об этом событии всю свою жизнь - и кто крестил, и где крестили, и кто крестным был, и как все это происходило, до самых мельчайших подробностей. Как те, кто крестил, так и те, кого крестили. Я лично на этом приходе за 6 лет своей службы крестил уже более полутора тысяч человек. И неудивительно, что все, без исключения, встречные прохожие на улице со мною здороваются. Помнят, хотя, к великой скорби моей, многие не часто храм посещают. Ждут, наверное, когда Господь вразумит. Или надеются на авось.
В связи с таким проникновением в обыденную жизнь селянина обряда Крещения существует очень много всяких разных суеверий и толков, ничем необоснованных традиций и обрядностей. А элементарного, как приготовиться к таинству Крещения, как вести себя в церкви не знают.
Об этом я буду очень подробно рассказывать на других страницах нашего сайта, например, на странице "Храм", а здесь только вкратце сделаю несколько замечаний, связанных с увиденным во время крещения в храме Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож 25 октября 2003 г.
К примеру - очень много люди уделяют времени тому, как выбрать крестного или крестную. И часто выбор делают не так, как должно для православных, а по принципу близости или доброго знакомства. "Вот он или она - очень хорошие наши друзья, пусть будут крестными".
Неверная установка. Испокон веков православные выбирали в качестве крестных для своих чад наиболее воцерковленных и просвещенных среди своего круга общения людей. Иногда, правда, выбор падал на социально значимых, уважаемых и влиятельных в данной местности, но принцип воцерковленности будущего крестного рассматривался в первую очередь. Знает ли он Евангелие, Псалтирь, молитвенник ли он, как живет - праведно или нет, часто ли посещает храм, боголюбив ли, богобоязненен ли?
А уж маленькую девочку в качестве крестной, как это произошло на упомянутом Крещении, никто и никогда не приглашал. Чему она сможет научить свою крестницу? Когда сама в храм толком не ходит, молитв не знает, Евангелия не читала?
Тоже можно сказать и о взрослых, но не ходящих в храм, то есть о маловерах. Что толку от таких, когда они сами не верующие или маловерующие?
Поэтому в качестве крестного или крестной надо стараться выбирать обязательно очень близкого к Церкви верующего и истинно православного, хотя, может быть, и не такого близкого Вам и знакомого человека. Не верю, что таковых не найдется среди ваших окружающих. Такой крестный действительно Ваше чадо воспитает в истинной вере, приведет к Церкви и, тем самым, поможет спастись.
Вы скажете: "А зачем Вы, батюшка, таких крестных до таинства Крещения допускаете?" Действительно, зачем? Трудно идти против воли родителей, хотя, наверное, и надо. Лучше совсем чтобы при обряде такой крестной не было, чем была бы непутевая.
Мы всегда, когда к нам обращаются с неясными вопросами по поводу будущего Крещения, стараемся акцентировать на выборе крестных особое внимание. Но часто ли слышат нас? Часто ли Вы прислушиваетесь к отеческим увещеванием своих батюшек?
Наверное, необходимо прекратить такую практику. Возможно, в самое ближайшее время мы так и будем поступать.
Часто бывает и так, что не могут люди найти крестных и поэтому приглашают случайных людей. Вплоть до того, что даже иноверцев, например мусульман, хотят в крестные пригласить. И снова приходится повторять - лучше совсем без крестного, чем с такими. А уж иноверца крестным делать - совсем ни в какие ворота не лезет! Категорически запрещается!
Совсем недавно обратились ко мне с оригинальным предложением. Есть, де, у них очень хорошая знакомая, верующая, желающая быть крестной для их чада. Но вот беда - болеет она раком, может совсем скоро умереть. А как без крестной младенцу в дальнейшем? Действительно, как? А отказать этой знакомой им неудобно, обещались уже. Вот и спрашивают: "Можно ли двух крестных матерей для чада выбрать?"
По этому поводу замечу, что крестная мать, как и крестный отец, как и родные мать и отец, могут быть только одни. Двух крестных матерей не может быть.
Мой же совет обратившимся был таков: "Как не сложно отказать этой болящей женщине, но если есть у родителей сомнение в целесообразности приглашения ее крестной, то лучше ей отказать, конечно же, без объяснения причин. Иначе можете ее ни за что обидеть".
Также особо беспокоит служащих нашего храма изрядная нерасторопность приходящих крестить. Идут с опозданием, зачастую - забывают взять с собою необходимое для крещения. И тем самым задерживают всех остальных. По их вине очень часто Крещение начинается со значительным опозданием. А ведь среди крещаемых младенцы. Они долго терпеть не будут. Вот и начинается рев и гвалд, ребятишки бьются, мамаши никак не могут их успокоить... И все по нерадивости соседей по таинству.
Очень часто большинство из взрослых, пришедших на Крещение, не знают самых элементарных правил поведения в храме, так как в Церковь редко ходят. В храме хорошая акустика, даже самый незначительный разговор слышно. И сколько раз, порою, приходится урезонивать особенно болтливых! Устаешь предупреждать, даже возвышать голос иногда приходится.
Некоторые очень часто, аки в каком-то цирке, как сторонние зрители, сидят в сторонке, даже во время чтения Апостола и Евангелия. И снова приходится урезонивать малограмотных. Ведь не в театр пришли, не в цирк, а на совместную молитву! Не знают этого, вот и творят беззаконие.
А курящие мужички, пришедшие на Крещение, чуть ли не каждые пять минут на улицу, покурить, выскакивают, постоянно дверьми колотят, ходу Таинства мешают. Неужели так трудно полтора часа потерпеть без "любимой соски"?
Вот такие замечания об увиденном на этом Крещении. Вы можете посмотреть, как это все происходило, перейдя на фотоальбом, посвященный этому событию.