Справка
Решеткин
Фотоальбом

Неожиданная находка

Малое фото с раскопа останков расстрелянных колчаковцами в мае 1919 года в деревне Нижний Юсь Вавожской волости Малмыжского уезда Вятской губернии красноармейцев.

Так случилось, что вблизи деревни Нижний Юсь Вавожского района Удмуртии в июне 2002 г. была, по незнанию, вскрыта, при проведении лесопосадочных работ, братская могила времен гражданской войны. Возникла необходимость перезахоронить останки, а также однозначно идентифицировать их.

Кто же был тут захоронен?

В Вавожском районном архиве учителем истории местной средней школы Мясниковым И.П. была найдены некоторые архивные материалы, на основании которых он смог составить историческую справку о захоронении расстрелянных граждан колчаковцами в мае 1919 года в деревне Нижний Юсь Вавожской волости Малмыжского уезда Вятской губернии, в том числе и тетрадь с материалом юных краеведов Б-Можгинской восьмилетней школы, написанным в 1971 г.

К сожалению, конкретного авторства работы установить пока не удалось, на ней просто написано: "Следопыты школы". Тем не менее, она интересна, по мнению Мясникова И.П., тем, что, возможно, повествует об одном из найденных в этой братской могиле.

В любом случае, в этом деле не поставлена последняя точка. Местные историки будут вести поиск, и мы очень надеемся, что истина будет установлена.

Раскопки

Как же получилась так, что могила была обнаружена так случайно?

Во всем оказалось виновато время. Пока были живы родственники расстрелянных, могилу посещали, приводили в порядок. Но близкие ушли в мир иной. Старики, знавшие о захоронении все повымирали, холмик зарос и сравнялся с землей. Прошло время, и могилу запахали, место захоронения было потеряно, и о нем вспоминали разве что краеведы и немногие потомки расстрелянных, знавшие об этом по рассказам стариков. О братской могиле может, забыли бы окончательно, если бы не случай.

Года полтора-два тому назад это поле возле деревни Нижний Юсь Вавожского района Удмуртии решено было засадить лесом. Перед посадкой по полю пустили трактор с большим плугом для нарезки борозд, в которые затем должны были посадить саженцы. Этот плуг берет до метра глубиной. Вот этим-то плугом и были вывернута на поверхность часть останков погребенных в братской могиле.

Малое фото с раскопа останков расстрелянных колчаковцами в мае 1919 года в деревне Нижний Юсь Вавожской волости Малмыжского уезда Вятской губернии красноармейцев.

Кости так и остались лежать на поверхности. Мало того, когда сюда привезли школьников на лесопосадки, они бегали по полю с черепами и костями, пугая ими друг друга. По этой причине часть останков были безвозвратно потеряна - разбросана по окрестностям. На этом примере ярко видно, насколько велики пробелы в нравственном воспитании наших детей. Им чужды чувства почитания усопших, человеческие останки для них - экзотические игрушки. В результате, из 12 захороненных тел на поверхность были подняты только семь, останки еще двоих были собраны по земле вокруг могилы.

Именно вывернутые на поверхность кости явились той вехой, по которой, с большой долей вероятности, можно было определить нахождение самой могилы.

В середине июня 2002 г. к А.Ю. Широких, тогда корреспонденту газеты "Православная Удмуртия", издаваемой нашим храмом, подошел И.П. Мясников и предложил съездить на это место, посмотреть на останки, собрать их и, если повезет, перезахоронить и те, что еще будут найдены. О месте им рассказали предположительно, поэтому они обошли значительную часть поля в поисках могилы.

Нашли разбросанные кости в радиусе 15-20 метров. По их расположению трудно было сказать, где же конкретно находиться могила. Решили на удачу сделать несколько шурфов.

Малое фото с раскопа останков расстрелянных колчаковцами в мае 1919 года в деревне Нижний Юсь Вавожской волости Малмыжского уезда Вятской губернии красноармейцев.

Первые три ямы ничего не дали, затем наткнулись на первый скелет. Осторожно сняв верхний слой, очистили кости. Положение скелета даже несведущему человеку показалось бы странным. Видимо, тело лежало на левом боку, ноги наполовину согнуты в коленях, правая рука согнута в локте. В таком положении покойников православные не хоронят. К тому же, не было никаких признаков гроба. На фаланге среднего пальца правой руки обнаружили медное кольцо, даже, вернее сказать, печатку. На ней были видны какие-то вырезанные узоры. Уже дома, очистив и сделав оттиск на воске, разглядели ветку или цветок, на котором сидит какая-то птица, похожая на петуха или тетерева. Эта находка внесла некоторые сомнения в то, что найденные останки принадлежат красноармейцу, а не какому-нибудь местному жителю.

Попробовали рыть шурфы в противоположные стороны от головы и ног, чтобы убедиться, что мы не раскапываем какое-нибудь заброшенное кладбище. Ямы оказались чистыми. Тогда осторожно попробовали копать с боков найденных останков. Тоже ничего. Решили расширить выкопанную яму. И сразу же находки. Примерно в метре с одной и в полутора метрах с другой стороны были найдены еще скелеты. Очистив их, поняли, что это не кладбище, так как положение скелетов говорило, что они не укладывались в каком-то определенном порядке, а были просто сброшены в яму, которая стала для них общей могилой.

Когда отрыли три скелета, стало ясно, что захоронение вытянуто в длину и напоминает собой окоп или, скорее всего, ров, овраг небольшой ширины.

Малое фото с раскопа останков расстрелянных колчаковцами в мае 1919 года в деревне Нижний Юсь Вавожской волости Малмыжского уезда Вятской губернии красноармейцев.

Всего в первый день было выкопано шесть останков. Ни один из них не повторял положение другого. Ноги одного лежали на голове другого, кто-то лежал почти вдоль рва, кто-то поперек, головы двоих были в противоположной стороне от других. Один почти сидел, другой как бы привалился боком к стенке. Целых, неповрежденных скелетов было всего три. Остальные частично были повреждены плугом - у кого-то он прошелся по грудной клетке, и остались только череп и ноги, у кого-то были перемешены с землей другие части тела. У полусидящего срезало череп, а в остальном он был нетронут.

Малое фото с укладки останков расстрелянных колчаковцами в мае 1919 года в деревне Нижний Юсь Вавожской волости Малмыжского уезда Вятской губернии красноармейцев в гробы.

Сфотографировав и зарисовав местоположение каждого, А.Ю. Широких и И.П. Мясников их вынули и упаковали в мешки, по отдельности - кости каждого из скелетов в отдельный мешок. Привезя останки в Вавож, их, с благословения настоятеля Свято-Никольского храма отца Сергия, разместили в ремонтируемом пристрое церкви. День спустя для останков были изготовлены ящики вместо гробов, куда их и уложили.

Через несколько дней на место раскопа вновь выехал И.П. Мясников. Как и в первый раз, с ним выезжала группа учеников Вавожской школы, правда, на этот раз ребята были постарше. Потратив целый день на дальнейшие поиски, они смогли найти останки всего лишь одного человека. У него на пальце было медное обручальное кольцо и вновь медная монета на уровне пояса. Больше ничего найти не удалось. В связи с тем, что на изготовление еще одного ящика нужно было время, а тянуть с их перезахоронением было уже нельзя, испросив у Бога прощения, последние останки сложили в ящик к одному из ранее найденных расстрелянных.

Малое фото с раскопа останков расстрелянных колчаковцами в мае 1919 года в деревне Нижний Юсь Вавожской волости Малмыжского уезда Вятской губернии красноармейцев.

Особенность этого захоронения была в том, что в свое время тело было закидано ветками и корой. Об этом говорит то, что поверх костей лежало много сгнившего дерева. Но это были не гробы, не доски, а именно ветви и большие куски коры. Ни рядом, ни под телом таких гнилых древесных останков больше нет - только по костям. И еще. В захоронении не найдено вообще никаких предметов вроде пуговиц, пряжек, остатков обуви или одежды. Проглядеть их не могли, ведь выбрали же кольца. Такое впечатление, что их расстреливали в одном исподнем. Если бы что было - нашли бы, так как вокруг мелкий песок, который после поднятия останков на поверхность, был просеян.

Подведем итог. По одному из источников известно, что было расстреляно 12 человек. К перезахоронению подготовлено девять. Что сказать об остальных? Были перезахоронены родственниками? Вряд ли. Нигде об этом не упоминается. Родственники ездили в дни поминовений именно на это место. Значит, виноваты уже мы, вернее наши невоспитанные дети, раскидавшие останки по окрестностям. А может быть, принимая во внимание версию Б-Можгинских краеведов, не все лежат в одной могиле. Кого-то расстреляли раньше или позже и похоронили в другом месте. Но даже и этих девятерых надо было похоронить по-человечески, по православному обряду, пусть и спустя такое время, потому что в то время некрещеных не было, независимо от их взглядов в последний год жизни.

Эпилог

Малое фото с отпевания останков расстрелянных колчаковцами в мае 1919 года в деревне Нижний Юсь Вавожской волости Малмыжского уезда Вятской губернии красноармейцев.

26 июня 2002 г., в 10.30 утра, в храме Святителя и Чудотворца Николая с. Вавож, после утреннего молебна Богородице в честь Ея иконы "Всецарица", настоятель храма священник Сергий Князев совершил православный обряд отпевания обнаруженных останков.

8 ящиков с костями перед этим были установлены на скамейки и специальную подставку под гробы посреди храма, с четырех сторон вокруг них, крестообразно, пономарь поставил подсвешники с зажженными лампадами и свечами. 7 ящиков заколотили заранее, а один оставили открытым.

Малое фото с отпевания останков расстрелянных колчаковцами в мае 1919 года в деревне Нижний Юсь Вавожской волости Малмыжского уезда Вятской губернии красноармейцев.

При отпевании присутствовали заместитель главы районной администрации Абашев В.П., работник Вавожского военкомата старший прапорщик Пислегин А.А., несколько верующих и служащие храма. По концу отпевания, священник Сергий Князев прочитал общую разрешительную молитву, положил ее в открытый гроб и символически посыпал землей эти останки. Последний ящик был заколочен, останки были перенесены в автобус, отвезены на новое Вавожское кладбище и погребены в центре его. На могилу пока установили деревянный крест. По заверению Абашева В.П., в самое ближайшее время вместо креста будет установлен подобающий такому случаю памятник.

Малое фото с захоронения останков расстрелянных колчаковцами в мае 1919 года в деревне Нижний Юсь Вавожской волости Малмыжского уезда Вятской губернии красноармейцев.

История с перезахоронением останков расстрелянных красноармейцев завершилась. Но почему-то в душе после всего этого осталось достаточно сложное, двойственное чувство.

Нам не понятно до сих пор, кто же должен был заниматься достаточно хлопотной организацией всего этого. Как-то получилось, что инициаторы Мясников И.П., а особенно - Широких А.Ю., вынуждены были все делать сами: и с транспортом договариваться, и кости раскапывать и собирать, и ящики заказывать, и кости в них укладывать и т.д. и т.п. Почему везде, как регулярно сообщают об этом СМИ, такими вопросами занимаются военкоматы и местные власти? Более того, наши бедолаги еще получили нагоняй от правоохранительных органов за то, что не оформили официальные бумаги, разрешающие производить раскопку могилы!

Малое фото Мясникова И.П. и Широких А.Ю. - инициаторов захоронения останков расстрелянных колчаковцами в мае 1919 года в деревне Нижний Юсь Вавожской волости Малмыжского уезда Вятской губернии красноармейцев.

Полтора года черепа и кости валялись, разбросанные детьми по лесу. Если местный участковый об этом не знал, то что он тогда за участковый? А если знал и никому не сообщил, да что же он тогда за человек, если не скорбит о том, что кто-то не погребен по-людски? Если знал и сообщал, то почему 18 месяцев дело не сдвигалось с места?

В любом случае, честь, хвала и истинная благодарность от Русской Православной Церкви всем, кто оказался неравнодушным в этом деле и проявил себя настоящим православным: Мясникову И.П., Широких А.Ю., Абашеву В.П., организовавшему техническую часть перезахоронения, Вавожскому ПЖКХ (руководитель - Макаров П.В.), за свой счет и оперативно изготовившим ящики для останков и крест, вырывшим могилу, выделившим автобус для перевозки гробов и погребшим расстрелянных.

В день отпевания в Вавоже был базар. Поэтому сотни жителей Вавожа и района, бывшие в этот момент на центральной площади села, стали свидетелями скромного выноса гробов из пустого храма, после чего задавали вопросы: "Что это такое у вас происходило, детей, что ли хоронили, или останки наших солдат, погибших в Чечне?"

А может и хорошо, что не было обычной прокоммунистической помпы, толпы народа и звуков духового оркестра? Главное было ведь совершено - несчастные были наконец-то отпеты и погребены должным образом, то есть по-христиански.

священник Сергий Князев,
Анатолий Широких.
В начало
Рейтинг ресурсов "УралWeb" Интернет-версия газеты "Православная Удмуртия"
Hosted by uCoz